Взаимоотношения между пациентом и врачом — Новость компании «Любимый доктор» — Выбирай.ру — Челябинск
Челябинск

Взаимоотношения между пациентом и врачом

Современная медицина предусматривает наличие доверительных отношений между лечащим врачом и пациентом. Ведь хорошие взаимоотношения, основанные на доверии, понимании и поддержке – это залог успешного лечения.

Очень часто поступают жалобы, связанные с непониманием и конфликтными ситуациями между врачами и пациентами. Причину подобных проблем пытаются выяснить уже давно.

Сегодня мы кратко поговорим о таком понятии, как эмпатия, как об основной форме взаимоотношений между пациентом и доктором. Эмпатия (от английского еmpathy – сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает восприятие и понимание другого человека.

Анализ литературы показал, что степень проникновения в состояние другого человека зависит в основном от опыта общения, социальных позиций, от интеллектуальных функций, эмоциональной направленности личности и других факторов.

В структуре понятия «эмпатия» есть множество составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, альтруистические мотивы. Практически все психологические исследования утверждают уникальность и неповторимость каждого человека в способности сочувствия и сопереживания другому.

Способность к сопереживанию, эмоционально - нравственная отзывчивость на чужую боль и страдания, толерантность и милосердие выступают важнейшими составляющими профессионального мастерства медицинского работника. Опираясь на философско - этические учения Гиппократа, Галена и Канта о нравственном долге, медицина постулирует альтруистическое служение во благо человека. Практически все коммуникативные дисфункции в сфере медицины обусловлены непониманием того, что беседа представляет собой важнейший инструмент медика.

Недостаточное владение техниками разговора влечёт нарушения взаимоотношений между врачом и пациентом. Коммуникативно подготовленный специалист медицинского профиля способен точнее идентифицировать проблемы своих пациентов, наиболее удачно психологически адаптировать их к ситуации заболевания, а также повысить удовлетворённость лечением и обслуживанием.

Эмпатия играет значимую роль в организации оптимального взаимодействия с пациентами. Адекватное поведение и соответствующие эмпатические переживания позволяют довольно эффективно корректировать действия врача.

Эмпатия в профессиональной деятельности стоматолога выступает своеобразным способом получения обратной связи в вопросах правильности выбранного способа решения проблемы и качества медицинских манипуляций. Врач, сталкиваясь в каждодневной практике с болью и страданием людей, более чётко осознаёт необходимость беречь здоровье близких и мыслит в этом отношении более масштабно, обладая сформированной готовностью прийти на помощь в любой момент.

Недостаточно развитая эмпатия затрудняет выбор адекватных пристроек в процессе профессионального общения, а также осложняет принятие пациента как носителя стоматологической проблемы и сопутствующих ей переживаний. Принципиальное значение для понимания коммуникативного компонента имеет экономический показатель.

Врач, проявляющий эмпатию в работе, более конкурентоспособен на современном рынке труда в связи с большим количеством пациентов, стремящихся получить услуги данного специалиста. Пациент должен чувствовать от врача поддержку – это самое главное условие для установления взаимопонимания.

Больной, со своей стороны, должен осознать, что врач намерен ему помогать, и тогда он будет активнее проявлять себя во время лечебного процесса. Успех в лечении возможен исключительно при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом, и тогда неизбежные неприятные моменты стоматологического лечения могут быть максимально нивелированы. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента - уверенность врача передается пациенту, а современные анестетики способны полностью убрать болевые ощущения или свести их к минимуму.

Пациенту, в свою очередь, не нужно воспринимать врача, как врага. Наоборот, необходимо отнестись к нему с доверием и объединить общие усилия в борьбе с проблемой. Также необходимо помнить, что нельзя запускать свою болезнь в надежде, что врачи справятся с любыми сложностями. Они не волшебники, и не смогут Вас вылечить, если Вы сами не приложите для этого максимальных усилий.

Всегда помните о словах, которые произнес А. Экзюпери: «Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание».

А Вы лично уже нашли такого врача? Стоматология ООО «ЭКАСТОМ» приглашает Вас не только получить квалифицированную стоматологическую помощь, но и вступить в долгосрочные взаимоотношения с врачами, способными стать для Вас и Ваших близких союзниками в борьбе с врагом под названием «заболевания полости рта».